До похода в кино я, конечно же, почитал отзывы об этом фильме. Они были весьма противоречивыми (я прочёл с десяток полноценных, не меньше, причём, как со стороны довольных, так и со стороны недовольных, ну, и нейтральных, конечно, тоже). Как показывает опыт, обычно на такие фильмы как раз и стоит ходить в первую очередь - как минимум, из любопытства
Хотя это был явно не тот случай, потому что решение о том, что на этот фильм я совершенно точно пойду, невзирая ни на что, было принято окончательно и бесповоротно сразу же после того, как я посмотрел предыдущие два. (То есть неделю назад). Так что отзывы я читал, скорее, просто из своего обычного любопытства.
* * *
Всем нам уже давно известно, что это значит, когда одну историю для экранизации разбивают на два полноценных фильма.
читать дальшеЭто значит - причём, совершенно очевидно, что называется, и ежу понятно, - что вся основная мега-супер-пупер-экшно-эпика придётся как раз на финальную часть. И по всем законам жанра, на первую часть приходится совсем другая - смысловая и сюжетная нагрузка, а именно: подготовка к основному действу, закладывание новых, сыграющих свою роль позже, сюжетных линий и персонаже-концептов, ну, и нагнетание атмосферы. И все эти этапы, на самом деле, ничуть не менее важны для общей канвы всей саги, чем какой-нибудь финальный эпик-баттл. Более того, эти этапы, на мой взгляд, даже более важны. Они составляют своеобразный фундамент кульминации, её трамплин, раскрывают перед нами ту важную подноготную, которая направит настрой зрителей в нужную сторону в ожидании развязки для наиболее полного и красочного её восприятия.Все эти мысли оформились у меня в конкретные фразы только после просмотра "Пересмешницы", но моё мнение было таковым и раньше. Поэтому именно с такой установкой и с такими ожиданиями я и шёл на этот фильм. Итог - я ничуть, ни в коей мере не разочарован. Я увидел там ровно то, чего и ожидал, и остался поэтому вполне доволен. И даже с удовольствием пересмотрел бы ещё раз, если честно.
И вообще, меня искренне удивляет - а что конкретно, собственно, могло разочаровать в этом фильме?
Что мало экшна?
читать дальшеНу, во-первых, его было достаточно (а то по некоторым отзывам вообще складывается такое впечатление, что там весь фильм были одни сопли - так вот, это абсолютная неправда), а во-вторых - по-моему, было совершенно очевидно, что этот фильм снимался не ради экшна. Его было много в первых двух фильмах и будет ещё больше, думаю, в финальной части. Имеет смысл снять фильм немного о другом, обратить внимание зрителя на другие проблемы и аспекты раскрывающейся перед ними истории, поставить перед ним другие вопросы и задачи. И в этом нет ничего плохого - напротив, это очень правильное с точки зрения подачи истории решение, и я даже не представляю, как, а главное - зачем надо было бы делать по-другому. Или мы будем утверждать, что если в фильме про антиутопию недостаточно экшна, то это значит, что фильм неполноценный или что он ни о чём? Нет, конечно. Нельзя так сказать.
Я сам хожу в кино в первую очередь на Зрелище. Но. При этом мне не пришло бы в голову утверждать, что в кино есть что-то более важное, чем Идея, ради которой, собственно, всё и делается.Так вот, в этом фильме есть Идея. Она была достаточно чётко и ясно заявлена изначально, и она была достаточно полноценно и исчерпывающе раскрыта на протяжении всего фильма. Никаких бессмысленных "обрубков", никаких неоправданных пауз. В конце фильма поставлена логически правильная точка. Просто мы знаем, что после этой точки будет ещё одна глава, только и всего.
* * *
Следующим недостатком "Пересмешницы", как я понял, многие считают избыток рефлексий (в частности, рефлексий самой Кэтнисс - в принципе, понятно, что эта история в основном именно о её рефлексиях, а потом уже обо всех остальных).
Начнём с того, что не так уж их там было и много. Не весь фильм, и даже не половина, на мой взгляд. Но, конечно, они были. А что вы хотели?
читать дальшеЭто, на минуточку, трагическая антиутопия. Тут даже не жанр, а, скорее, сама атмосфера создаёт подобное настроение. Да, в таких историях всегда много страдашек, рефлексий, трагических нагнетаний и прочего в том же духе. Но это совершенно нормально и естественно. Потому и воспринимается как что-то, без чего история была бы сама по себе неполной. Ведь мы же смотрим не экшн с вкраплениями трагедии, а трагическую историю, которая иногда выливается в экшн. Не знаю, кто как, но лично я так. Потому что суть фильма - в Истории, а человеческие переживания, через которые эта история пропускается, лучше всего помогают понять её суть.
Более того, учитывая, что актриса не переборщила с рефлексиями по исполнению, на мой взгляд, их процент в фильме как раз настолько адекватен, насколько вообще мог быть.Это так, хотя лично я сказал бы, что конкретно этот фильм выигрывает в первую очередь именно как Драма. А драма там, по мне, отличнейшая. Много очень ярких, запоминающихся, врезающихся в память драматических моментов, снятых искусно и впечатляюще.
читать дальшеЧего стоит одна только Песня Кэтнисс, ставшая своеобразным Гимном Восстания. Но по силе драматизма этот момент в фильме далеко не единственный. Перечислять эти моменты не имеет смысла, их лучше увидеть. Потому что сами по себе они могут и не "звучать", а вот в контексте фильма всё это на самом деле выглядит очень впечатляюще, производит мощный эффект.
Вообще, на драму в "Пересмешнице" играет всё: сюжет, эффекты, диалоги, эмоции, монтаж (несмотря на мрачные тона фильма, в нём достаточно много красивых, эффектных кадров).
От себя хочу добавить, что благодаря драме даже, например, Гейл как персонаж стал как-то более интересен. Потому что в предыдущих фильмах он прошёл как-то вообще мимо меня. И хотя я, как и президент Сноу, не верю в чувства между Кэтнисс и Питой , точнее, я вообще не верю в этот якобы любовный треугольник между ними всеми - уж больно неубедительно выглядит конкретно этот сюжетный замес, - тем не менее, наверное, образу Кэтнисс это всё же добавляет какую-то долю неоднозначности. То бишь, если изначально можно было подумать, что она убедила себя в своих чувствах, то в третьем фильме можно уже развлечься тем, чтобы поломать голову над тем, прогрессирует ли это её надумывание, или там уже появилось что-то совершенно другое. (Например, на мой взгляд, романтики там как не было, так и нет, там другое. И тот же Гейл, например, подходит ей в пару гораздо больше).
Отдельное огромное спасибо создателям фильма за то, что не забыли Эффи. Я нежно люблю эту персонажку, хоть и сам не знаю, за что. Наверное, потому что предвидел, что конкретно ей уготована какая-то личностная трансформация, а это всегда делает любого персонажа неоднозначным.* * *
"Пересмешница" - это, без сомнения, фильм о войне. Но почему же тогда многим упорно кажется, что там не было войны, как таковой? Даже не экшна, а именно войны? На самом деле, это война там не просто есть - конкретно в этой части истории, на мой взгляд, как раз и показана настоящая война. И - привет, отсылочка к нашей современности.
Просто идея этого фильма несколько глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он показывает нам, что на самом деле война - это не только драки, сражения, оружие, кровь и т.д., точнее, что война - это не СТОЛЬКО всё перечисленное, сколько совсем другое. А именно - Информация и Символы.
читать дальшеВот что такое настоящая война. И в этом фильме она именно такая. В этом, собственно, его жизненность и актуальность (особенно для нас, ребята, будем откровенны). Это история о том, как ведётся информационная война и как формируются её символы. Любое восстание должно иметь свой символ - как свидетельство того, что оно уже стало такой же оформленной системой, как и та, которую оно собирается свергнуть. А прикол в том, что очень часто создание символов - это не такой уж чистый, благородный и эпичный процесс, как мы думаем. Нет, всё намного прозаичней и прагматичней. Как именно - какую-то часть всей этой подноготной и приоткрывает эта история. А ещё заслуга этого фильма в контексте всей истории в том, что он существенно рушит какие-то идеалистические стереотипы на тему того, что данная борьба - это борьба Добра со Злом. Тут более оригинальный концепт. В саге есть Зло, оно имеет конкретные атрибуты и образы - это Капитолий, его военная сила и его президент. Но в саге нет Добра, как такового.
читать дальшеКэтнисс - всего лишь юная растерянная девушка, обуреваемая эмоциями и попавшая в водоворот борьбы, к которой не стремилась. Никакой она не символ и уж тем более не супер-герой, который хочет и может всех спасти. А президент Койн и её повстанцы - это просто ещё одна Система, аналогичная Капитолию, только имеющая другие цели. А в каждой системе важна прежде всего эффективность, а не сострадание и конкретные отдельные люди с их чувствами.Те самые агит-ролики, которым так много времени и внимания уделяется в фильме, что, как я понял, почему-то смутило многих зрителей, - это, на самом деле, важная и концептуальная часть истории. Очень уместная и нужная часть.
Что такое вообще Голодные Игры? Это шоу. Но о чём вообще сама история? Она о Борьбе. На выходе получаем занимательный синтез из шоу и борьбы, которые можно сформулировать очень по-разному.
читать дальшеНапример, как сложно переплетающиеся между собой концепты "шоу, которое рождается из борьбы" и "борьбы, которую превращают в шоу". Можно ещё как-нибудь покрутить и получить, например, такие - "шоу всегда порождает борьбу", "борьба всегда сопровождается шоу". Голодные Игры окончились, грядёт восстание, но - Шоу продолжается. Оно с самого начала было частью войны, а значит, должно сыграть в ней важную роль.Информационная война - это вообще отдельная интересная тема, и мне кажется, тот, кто понял, что суть фильма была в том, чтобы раскрыть именно эту сторону противостояния Капитолия и дистриктов, получил истинное удовольствие от фильма.
Даже не знаю, что вообще ещё могло быть нужно - лучше, чем то, что было, - для того, чтобы как раз таки получить на выходе, в финальной части саги, именно то Действо, которое не получилось бы без такой тщательной и драматичной подготовки.
* * *
Итак, традиционно мой совет. Если вы ещё не сходили на "Пересмешницу" - сходите. Этот фильм оставляет после себя достаточно много эмоций и заставляет задуматься. Ну, и там реально есть всё, чтобы было интересно - и драма, и экшн, и даже немного юмора))
Если вы любитель экшна и размышляете о том, идти на этот фильм или нет, скажу так - идите. Ибо экшн там есть, причём, он там есть ровно в том количестве, в каком требует конкретно этот сюжет на данном этапе. Там есть и драки, и взрывы, и беготня, и военные операции, короче, по мне, вполне достаточно, чтобы получить своё Зрелище.
З.Ы. Ну, и ради момента с песней Кэтнисс, конечно же, потому что момент невероятно хорош.
Сама песня, кстати, меня приятно удивила. Я думал, что там будет что-то такое грустно-лирическое. А там такой заводной фолк с "пританцовкой в задумке". Классная песня, в общем. И в память сильно врезается. (Особенно на том моменте, где полу-лирический запев превращается в эпичный "гимн революции")) Очень хотел бы её в виде обработанного трека))